+7 (351) 278-85-58

г. Челябинск, ул. Доватора,
д. 29, оф. 410

Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве

С 1 января 2017 года снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет.

Сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как это было раньше (п. 2 ст. 283 НК РФ). Новшество касается убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

Заполнять платежки нужно не на 2% и 18% базы по налогу на прибыль, а на 3% и 17%

В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

Юрлица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем прежде

С 2017 года вступило в силу положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой вариативности не существовало: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.

С 1 июля 2017 года получателям региональных и местных субсидий придется восстанавливать НДС

Новшество касается субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг, в которую включен НДС. Даже если такая субсидия получена из регионального или местного бюджета, потребуется восстанавливать "входной" НДС, принятый ранее к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

С 01.10.2017г. за несвоевременную уплату налогов увеличатся пени с 1/300 до 1/150 с 31 дня задолженности.

Ввели ответственность аффилированных лиц

С 01 июля 2017 года внесены поправки в восьмой и девятый абзацы пп.2 п.2 ст.45 Налогового кодекса. Эти параграфы определяют, что недоимка может быть взыскана через суд с аффилированных структур компании-должника, если та переводила на них выручку, денежные средства или другие активы. В новой редакции статьи слово «организациям» заменено на слово «лицам». Фактически это значит, что налоговый орган теперь сможет взыскать неуплаченные налоги компании не только со связанных организаций, но и с аффилированных физлиц - учредителей.

Выросли штрафы за нарушение законодательства в сфере бухгалтерского учета.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (Источник: ст. 15.11 КоАП РФ).

16 мая 2016 вступили в силу изменения, касающиеся сразу четырех Положений по бухгалтерскому учету (Источник: приказ Минфина России от 16.05.2016 г. № 64н).

Приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16.05.2016 г. N 64н

1. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01

1) дополнить пунктами 13.1, 13.2, 13.3 следующего содержания:

"13.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

13.2. Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными остатками материально-производственных запасов считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.

13.3. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).";

2) пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:

"Настоящий пункт может не применяться организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.".

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н:

1) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

"8.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может определять первоначальную стоимость основных средств:

а) при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);

б) при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.";

2) пункт 19 дополнить абзацами следующего содержания:

"Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может:

начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету.".

3. Пункт 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02,  дополнить абзацем следующего содержания:

"Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.".

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов в соответствии с настоящим Положением, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления."

В 2017 году планируется увеличение МРОТ на 17%. С 1 января 2017 года минимальный размер оплаты труда повысят то 8 800 руб. Новый размер уже предусмотрен бюджетом на следующий год. Правительство планирует поэтапно довести МРОТ до величины прожиточного минимума. Последний раз минимальный размер оплаты труда увеличивался 1 июля 2016 года до 7 500 руб.

С 1 января 2017 года утверждена типовая форма трудового договора для субъектов малого предпринимательства. В соответствии со статьей 309.2 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило утвердить типовую форму трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям (Источник: Постановление №858 от 27.08.2016 года)

Обычную контрольно-кассовую технику (ККТ), зарегистрированную до 1 февраля 2017 года, можно применять до 1 июля 2017 года. Если заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ будет подано после 31 января 2017 года, придется заключить договор с оператором фискальных данных и передавать через него информацию в налоговый орган в электронной форме. Есть исключение: в местностях, которые отдалены от сетей связи, можно использовать обычную ККТ. Если компании при оказании услуг населению выдаются бланки строгой отчетности, разрешено вообще не использовать кассовые аппараты до 1 июля 2018 года. (Источник: Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ; письмо Минфина России от 01.09.2016г. № 03-01-12/ВН-38831).

В случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (Источник: Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

В 2017 году изменятся формы новых деклараций:

- декларация по налогу прибыли. ФНС разработала проект поправок, так в листе 02 чиновники добавили новые строки 265-267. В них компании будут показывать торговый сбор. Из приложения №2 убрали строчки 131-135, в которых отражали информацию о начисленной амортизации. Эти затраты теперь будут включены в строку 010 или 040. Проект декларации можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru;

- декларация по НДС. Изменения коснулись 3 раздела, в котором появилась отдельная строка для вычетов по капитальному строительству.  Доработали 8 раздел, касающийся таможенных деклараций. Проект декларации можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru;

- декларация по транспортному налогу. Форму изменили из-за поправок в кодексе для владельцев большегрузов, которые платят в систему «Платон». В разделе 2 добавили строки для информации о дорожном сборе, на который уменьшают транспортный налог. Проект декларации можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru;

- Расчет страховых взносов по форме – 4-ФСС. Из неё уберут все разделы, касающиеся страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством останутся только данные о взносах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проект декларации можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru;

- ФНС подготовила проект нового единого расчета по взносам, который со следующего года нужно будет сдавать в инспекцию. Состоит он из титульного листа и трех разделов. Первый предназначен для данных о начисленных страховых взносов. Второй – для крестьянских и фермерских хозяйств. Третий – для персонифицированных сведений о застрахованных лицах. Компании будут сдавать отчет ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным. Проект декларации можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru.

Срок вступления в действие нового ОКОФ перенесен на 01.01.2017. Новый ОКОФ (013-2014 СНС (2008)), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2018-ст), который должен был вступить в силу с 01.01.2016, приведен в соответствие с международной системой, а также с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической дея­тельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Данный ОКОФ является норма­тивным документом в области стандартизации и предназначен для обеспечения информа­ционной поддержки в решении задач в области учета и оценки основных фондов.

На цели и задачи, решаемые в ходе бухгалтерского и налогового учета, ОКОФ оказы­вает косвенное влияние. Например, коды ОКОФ применяются при определении амортиза­ционной группы в соответствии с Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 г. (далее - Постановление N9 1) для определения срока полезного использования основных средств (далее - ОС) в целях исчисления налога на прибыль, а также для определения объ­ектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности (Постановле­ние Правительства РФ от 17.06.2015 N9600, далее - Постановление N9600) для исчисления налога на прибыль и налога на имущество. Приказом Росстанданрта от 12.12.2014 №2018-ст срок вступления в силу данного документа перенесен на 01.01.2017.